О проекте

О тестовой акватории е-Навигации "Эрмитаж"

 В сентябре 2016 года, в рамках выполнения первого этапа ОКР «е-Море», началось создание первой в России тестовой акватории е-Навигации. 

Заказчик – Министерство транспорта Российской Федерации.

Выполняется в рамках Федеральной целевой программы - ФЦП "ГЛОНАСС".

Название опытно-конструкторской работы - Шифр ОКР "е-Море".

Головной исполнитель ОКР – Группа "Кронштадт" (АО "Кронштадт", АО "Кронштадт Технологии").

Период выполнения ОКР  - 2016-2020 гг.

Название тестовой акватории – «Эрмитаж» (в честь знаменитого музея в Санкт-Петербурге - см. фото справа).

Включает морской и речной сегменты, подробнее ...

Речной сегмент включает три участка: речной, озерный и шлюзованный.

Описание тестовой акватории на сайте МАМС (IALA) - http://www.iala-aism.org/technical/e-nav-testbeds/hermitage/

 Пути внедрения технологии е-Навигации в России

 История внедрения технологии е-Навигации в России

 Современные пути внедрения технологии е-Навигации в России приведены на следующем рисунке. Каждое из приведенных направлений выполняет свою задачу и дополняет друг друга.

Весной 2019 года Рабочей группой "Маринет", с последующей поддержкой Проектного офиса Национальной технологической инициативы (НТИ) и Российской венчурной компании (РВК), и дальнейшим утверждением на Межведомственной рабочей группе при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России (МРГ), было принято решение о выборе Группы Кронштадт (в лице АО "Кронштадт Технологии") головным исполнителем ОКР "Пилотная зона е-Навигации". 

Предыдущий опыт Группы Кронштадт по внедрению технологий е-Навигации:

  • - НИР "Подход-Т“ в 2009 г.,
  • - ОКР "Подход-Нав-Т“ в 2012 г.

 Основные положения стратегии е-Навигации

Официальное толкование термина ММО/IMO: «е-Навигация представляет собой гармонизированные мероприятия по сбору, интеграции, обмену, представлению и анализу морских данных на судах и на берегу при помощи электронных средств с целью совершенствования мореплавания и повышения эффективности связанных с ним служб обеспечения безопасности, охраны на море и защиты морской окружающей среды». 

Предназначение е-Навигации - удовлетворение актуальных и будущих потребностей пользователей посредством согласования морских навигационных систем и береговых служб обеспечения. 

Ключевые элементы е-Навигации: архитектура, человеческий фактор, электронные навигационные карты (ЭНК/ENC), определение местоположения судна, коммуникационная технология и информационные системы, конвенции и стандарты, стандартизация оборудования и его масштабируемость.

Архитектура е-Навигации должна включать: аппаратное обеспечение, данные, информацию, коммуникационную технологию и программное обеспечение, необходимые для удовлетворения потребностей пользователей.

Системная архитектура должна основываться на модульной и расширяемой концепции. Аппаратное и программное обеспечение системы должны основываться на открытых архитектурах с возможностью расширения в соответствии с потребностями разных пользователей и адаптации к продолжающейся разработке и усовершенствованию.  

Стратегический план внедрения (СПВ) е-Навигации.

Стратегический план внедрения е-Навигации, утвержденный Международной морской организацией, включает реализацию пяти приоритетных решений:

S1: усовершенствованная, гармонизированная и удобная для использования конструкция ходового мостика.

S2: средства стандартизированного и автоматизированного создания отчётов.

S3: улучшенная надёжность, способность к восстановлению функций и целостность оборудования ходового мостика и навигационной информации.

S4: интеграция и представление информации, полученной при помощи коммуникационного оборудования на графических дисплеях.

S9: усовершенствованные коммуникации Портфеля услуг СУДС. 

Пять решений определили 29 подрешений, которые должны быть выполнены с помощью 18 задач и 16 портфелей морских сервисов (подробнее ...). 

Общая архитектура е-Навигации, утверждена ММО/IMO 

 

 

Создание первой в России тестовой акватории е-Навигации "Эрмитаж"

Россия не могла оставаться в стороне от ключевой мировой тенденции повышения безопасности судоходства, снижения расходов на транспортировку грузов и негативного воздействия на окружающую среду.

Поэтому в 2010 году в планы ФЦП "ГЛОНАСС" была включена, а в 2016 году практически началась опытно-конструкторская работа "е-Море".

В рамках ОКР, по заказу Минтранса России и при техническом сопровождении Росморречфлота, на базе Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП "Росморпорт" и ФБУ «Администрация «Волго-Балт» началось создание первой российской тестовой акватории е-Навигации.

Чуть позже она получила название "Эрмитаж", поскольку культурное наследие Санкт-Петербурга, хорошо известное во всем мире, явилось объединяющим элементом и для моряков, и для речников.

 

Подробнее о границах тестовой акватории и входящих в нее сегментах рассказано в этом разделе.  Непосредственно сегменты описаны, соответственно в разделах морского и речного сегментов.

Создание и развитие тестовой акватории еще не завершено и будет продолжаться, как минимум до 2020 года. Более того, данная тестовая акватория останется одной из главных тестовых площадок в России для апробации новых технологий в сфере безопасности судовождения на морских акваториях и на внутренних водных путях (ВВП). 

В ходе выполнения ОКР разработчики постоянно внедряют и тестируют новое оборудование и новые функции для уже развернутого оборудования, проводят обучение личного состава экипажей, лоцманов и операторов СУДС (диспетчеров). Пример проведения обучения судоводителей филиала Росморпорта показан на следующем фото.

 Ежегодно представителями Заказчика - Минтранса России и Росморречфлота, проводятся выездные заседания научно-технического совета Минтранса, на которых контролируется ход проведения ОКР, обсуждаются возникающие задачи, оказывается помощь в решении проблем.

 

Представители Группы "Кронштадт", как головного исполнителя ОКР "е-Море", принимают постоянное участие во всех значимых мероприятиях, проводимых Международной ассоциацией маячных служб (МАМС - IALA), затрагивающих внедрение технологии е-Навигации. 

В феврале 2019 года был сделан доклад на 9-ой международной конференции "THE E-NAVIGATION UNDERWAY INTERNATIONAL CONFERENCE", проходившей в Копенгагене под эгидой IALA (МАМС) - см. фото ниже, подробнее ...

Доклад на международной конференции по е-Навигации в феврале 2019 года

Важным шагом в международном сотрудничестве, стало подписание декларации о намерениях с крупнейшей в мире европейской тестовой акваторией е-Навигации STM (Sea Traffic Management).

Начаты первые шаги по совместной работе тестовых акваторий "Эрмитаж" и STM, который с 2019 года проходит под эгидой международной программы BALT SAFE - Interreg Baltic Sea Region. Подробнее о совместной работе с BALT SAFE STM ...

К другим мероприятиям также следует отнести 19-ую конференцию МАМС, прошедшую в 2018 году в Республике Корея, ежегодные международные конференции e-Navigation Underway и одноименные конференции Asia-Pacific в Корее, конференции крупнейшей в мире тестовой акватории STM-Validation, workshop-ы (тематические курсы) МАМС, работу в подкомитетах eNAV МАМС и др. Напомним, что АО "Кронштадт Технологии" является в данный момент единственной российской коммерческой компанией, являющейся индустриальным членом МАМС (см. http://www.iala-aism.org/about-iala/membership/)

Все это позволяет организаторам проекта быть в курсе событий, постоянно обмениваться материалами с ведущими организациями в мире, знакомить мировое сообщество с результатами работы российской тестовой акватории и т.д. 

 

 Более подробно с различными аспектами работы тестовой акватории "Эрмитаж" Вы сможете в других тематических разделах данного портала.